Бьюсь об заклад, практически с каждым было: встречаешь на улице (в автобусе, электричке, в магазине) человека, лицо знакомое, до безобразия! Можешь даже иногда предугадать какие-то его характерные словечки, жесты, мимику, а вот как звать, и где вы пересекались, ну хоть тресни, вылетело из головы! Стоишь (сидишь), пытаешься в разговоре услышать знакомые темы или имена, ну хоть какой-нибудь намек, старательно строишь фразы, чтоб избежать прямого обращения (в крайнем случае, «ты»). Если не удалось нащупать это узнавание, спешишь найти предлог ретироваться: «Ой мне пора... Извини, спешу... Пожалуй, я здесь выйду…». Потом еще некоторое время сокрушенно крутишь головой, да что это с моей памятью?!
В начале этого лета подобная встреча произошла у меня в автобусе. Назначил мне друг встречу, почему-то срочно и на ГЭСе (Новый Город, ГЭС - районы нашего города), не то чтобы я забыл почему, просто к делу это не относится. Пообещав придти к назначенному времени, я проканителился в подземном переходе - искал свой сорт сигарет. Глянув на часы, понял, что опаздываю, и рванул на остановку (машины у меня нет). Надо ж было такому случиться, что как раз на остановке стоял ПАЗик и я с разгону туда и впрыгнул. Когда автобус отъехал от остановки, я с сожалением подумал, что надо было подождать «Газель», получилось бы гораздо быстрее! Выскочить на следующей остановке не получится, так как выход перекрывала солидная дама-кондуктор, а вот двенадцать деревянных стало, вдруг, жалко. Настроение окончательно испортилось через три-четыре остановки, когда одна за другой на обгон прошли три «Газели» и снова позвонил Саша: «Ну, где ты, мать твою!» Проклиная себя за несобранность и жадность, я уже начал проталкиваться к выходу, как кто-то схватил меня за рукав:
- Вова, привет! - надо заметить, «Вовой» меня со школы уже никто не звал, вроде. Ну, разве, что жена, иногда.
- Привет! - вежливо улыбнулся я, вглядываясь в лицо мужчины где-то моих лет, может, чуть моложе. Невысокий, плотный, слегка поредевшие спереди, рыжеватые волосы. Открытый взгляд голубых, слегка навыкате, глаз... Вот как раз тот самый случай, что я описывал вначале. Что называется, в голове вертится, а на язык не идет!
- Сколько лет! Чего такой мрачный? Где твоя голливудская улыбка? - «его выражение», только вот кого, «его»?!
- Да опаздываю, безнадежно! Да еще с дури в этот черепаший ПАЗик влез! Вот и дергаюсь то ли выйти да в Газельку пересесть, то ли придумать, чего соврать…
- Девушка? - лукаво улыбнулся мой старый «незнакомец»,- А чего звонком не воспользуешься?
- Да звонил я, точнее, он - ругался!
- А причем тут он?! Ты же опаздываешь. Или денег на счету не хватает? - не знаю почему, но мне вдруг стало ясно, что в слово «звонок» он вкладывает какой-то иной смысл. Ну, как-то это по-другому у него прозвучало, иначе, чем мы обычно его произносим в смысле «воспользоваться телефоном для разговора».
- Денег на счету единицы три, - при этом я судорожно пытался вспомнить, что означает ЭТОТ смысл слова «звонок». Именно вспомнить, ибо опять возникло ощущение чего-то простого и естественного, просто вдруг вылетевшего из головы!
- Дай-ка телефон! – сказал вдруг мужчина, при этом лицо моего собеседника отразило какое-то замешательство, внутреннюю борьбу что ли. Как будто он сказал что-то, что не следовало говорить и в то же время, идущее из души. Порыв. Мне нравится наблюдать за лицами своих собеседников, сопоставлять слова и выражение лица, глаз. Иногда мысленно возвращаясь к прошедшему разговору и сопоставлять сказанное и мимику с фактами, поэтому могу смело давать такую характеристику, не сочтите это за бахвальство. И обычно я сотовый в руки даю только очень близким людям, а этому протянул без вопросов. Тоже порыв.
- Где вы встречаетесь? - он наклонился над моим телефоном, поэтому лица его я не видел. Но что удивительно, так, без лица он показался мне еще знакомее, ну вот-вот вспомню!
- На «Детском мире», ну, в смысле остановка «Центральная», - я вдруг догадался, что так ему понятней будет, хотя Центральной сейчас называется совсем другая остановка!
- На. Просто нажми на вызов. Только дождись остановки автобуса.
Он смотрел на меня и я, как в открытой книге читал, что он понял: не смог я его вспомнить, и что я еще много чего важного забыл, и про него, и вообще. Я молча взял телефон, говорить, извиняться, как-то оправдываться было абсолютно лишнее в данной ситуации. Я просто виновато улыбнулся ему, типа «прости друг!», дождался остановки автобуса, и вдавил кнопку «Вызов».
Это как закрыл глаза, и тут же открыл вновь. Ощущений не больше. Да еще неожиданный прыжок с высоты ступеньки подъездной лестницы. Все же я слегка потерял равновесие, и покачнулся. Тут же в меня врезалась девушка, не крупная, но пошатнула прилично. Я стоял почти у входа в «Детский мир», слева, где когда-то, и я это точно помню, висел телефон-автомат. Клянусь, я почти не удивился, я как будто ждал нечто подобного! Это как в первый раз войти весной в садовый домик и по едва уловимым запахам, или внутренней обстановке вспомнить последний день, проведенный здесь прошлой осенью. Между тем девчушка, лет семнадцати- девятнадцати, взвизгнув и чертыхнувшись, развернулась ко мне с яростным видом. Я мило ей улыбнулся, сделал руками и плечами жест: «ну, извини!». То ли мой возраст, то ли старательно написанное на лице извинение, спасло меня от готовых сорваться с губ ругательств, но девчонка раздумала скандалить. Она покрутила пальцем у виска (грубиянка!), развернулась и, уже через плечо, бросила мне почти весело:
- Чтоб ты, папаша, в следующий раз до сидящего на толчке ДОЗВОНИЛСЯ! - прыснула, оценив по достоинству собственное остроумие, и упорхнула, оставив меня с полным ощущением, что мое внезапное появление у нее на пути - событие для нее вполне рядовое.
Сашку я нашел на площадке перед магазином. На его удивление «Как ты мимо меня проскочил?», ответил: «Дозвонился» - и махнул в сторону магазина. Вот он, как раз, ничего не понял. Я уточнять не стал. Мы еще с кем-то потом встречались, завершили запланированные дела и разбежались. По дороге домой я, наконец, посмотрел, что набрал на телефоне мой неузнанный знакомец. Там было набрано: 46, код города и номер телефона на 42 это старая АТС, ГЭСовская, и я готов поклясться, что это номер того телефона-автомата (которого, кстати, физически нет!). Дня три-четыре я в разговорах, кстати и не очень, пытался вставлять это многозначительное «позвонить», «дозвониться», «звонок» и во всех случаях, кроме одного, понимания не встретил, или не почувствовал. Один парнишка с нашего двора, на предложение «дозвониться» до его девушки, сдающей какие-то экзамены в Нижним Новгороде, выразился в том смысле, что он «не дочь Рокфеллера, да и зачем я ей там мешаться буду!». Всю неделю я ходил по определению жены «как в воду опущенный». А еще «заболел», или «влюбился». А я думал, вспоминал, пытался разобраться в собственных ощущениях. В конце концов, я не выдержал, забросил на телефон триста рублей, и повторил опыт - выбрал из меню нужную строчку, и нажал вызов.
Я потерял чуть больше двух условных единиц, и приобрел ошеломляющее ощущение «РАБОТАЕТ!!!!». До вдруг выступивших слез, до внутренней дрожи и перехватившегося дыхания! И еще я «вспомнил» код «дозвона» до Нового Города и на КАМАЗовскую зону! Кроме того, я «вспомнил» номер телефона-автомата, которого тоже уже нет, и которым я несколько раз пользовался, чтоб «дозвониться» до дома – дома моей юности. Я «дозвонился». Стоимость проезда в Газели тринадцать рублей, я добрался до своего дома, точно к месту, где стоял этот самый телефон-автомат, впятеро дороже, зато - МГНОВЕННО! Затем я «дозванивался» до сотовых телефонов, в этом случае набирается цифра шесть, вместо восьмерки. За пару-тройку дней я 300 рублей спустил насухо! Особо хочу отметить свой «дозвон» до завода. Мой кабинет находится на третьем этаже встроенного АБК - административно-бытовой корпус встроенный, обычно, вдоль наружных стен завода, это помещения для всяких инженерно-технических служб. Я набрал свой личный рабочий телефон, нажал вызов… и лучше бы я этого не делал! Я получил такой оглушающий удар по ногам, что в первое мгновение почти лишился чувств. Я лежал в темноте, рядом со своим рабочим столом и корчился от боли! Я был уверен, что я разбил ноги вдребезги! Ничего, обошлось. Как я теперь понимаю, меня спасло то обстоятельство, что наш город стоит на холме. А впрочем, не стану утверждать. До сих пор я еще не во всем разобрался. Целый день морщась при ходьбе, я зарекся «дозваниваться» до работы. Приберегу для экстренных случаев, и только с высоты второго-третьего этажа.
Первое время я часто крутил головой, пытаясь увидеть внезапное появление «дозвонившегося» человека. При «дозвоне» до сотовых телефонов, ты появляешься очень близко к абоненту, но не рядом. Дистанция от одного до нескольких метров. Никогда на проезжей части, или слишком близко к зданиям и сооружениям – ну, вот кто и как это контролирует? Если звонишь кому-то в жилом доме, внутри никогда не появишься. Мне очень остро хотелось дозвониться до кого-нибудь на плывущем в открытом море корабле… К сожалению или счастью, таких знакомых у меня не оказалось. Удивительно, но твое внезапное появление практически не замечают, то ли это следствие нашего всеобщего безразличия, то ли из-за отсутствия сопутствующих эффектов. Ну, там хлопков, вспышек и тому подобное. Случай с девушкой у «Детского мира», практически единственный в своем роде.
Большинство людей не знают и, соответственно, не пользуются этим видом перемещения. Но большинство - это не все. При этом они, посвященные и нет, как-то сосуществуют, в одном мире, в стране, в городе… Причем те, кто посвящен, не являются чем-то особенным, исключительным, я, например, ничего необычного в себе не замечаю. В то же время они не кричат о своем знании и умении на каждом углу! Я тоже уже начал привыкать к этому, я почти спокоен. И до недавнего времени абсолютно не горел желанием делиться своим открытием, даже с самыми близкими. Загадка для меня пока одна: как приходит это знание? Было ли такое до появления сотовых телефонов? Точки «дозвона» до ныне уже несуществующих и сломанных телефонов-автоматов, вроде бы говорят – да… А с другой стороны, там была фиксированная такса звонка, а с сотового - сильно зависит от расстояния до абонента. Впрочем, тогда и сейчас – это разные государства и даже разные общественные строи.
Наверное, я почувствую, с кем стоит поделиться этой тайной. И еще я понял: как-то и почему-то, я потерял часть своей жизни. Не в прямом смысле – амнезия или кома какая-нибудь. А какую-то её грань, что ли. Именно с неё, с этой грани, мой неузнанный знакомец и ощущение «Дежавю»…
P.S. В последний момент я изменил коды «дозвона», а некоторые вообще убрал из текста. Не знаю почему. Однажды я почувствовал желание и даже необходимость с кем-то поделиться сведениями о «дозвоне». Почему только с «кем-то»? Почему не со всеми? Написал текст для какого-нибудь сайта в интернете. Даже испытывал некоторую гордость, как «Прометей, несущий огонь людям». Потом вдруг пришли сомнения. У меня до сих пор перед глазами стоит выражение лица того мужчины, из автобуса. Наверно я испугался. Извините.
P.S.S. Рукопись пролежала шесть лет. Я теперь знаю гораздо больше. Поэтому все это пойдет у нас под грифом «фантастический рассказ»!
|