Наше путешествие в Рязань началось с казанского казуса. Взяв билеты, мы сверили часы и, посчитав, что у нас еще прилично времени, пошли закупаться продуктами в дорогу. Купив вкусные котлетки с хлебом и картошкой, совместно приговорили их на вокзале, все делалось не спеша - чинно и со вкусом. После беглого ужина мимоходом взглянули на табло расписания поездов, чтобы узнать на какую платформу подадут поезд. Но его там не оказалось…
- Мух, а мы точно уезжаем с этого вокзала? - Зига покосился на меня.
Пришлось доставать билеты. Поезд ждал нас на Курском вокзале. Словив укоризненный взгляд от Пандыча, я постаралась покраснеть, но у нас в запасе был еще один час, потому моя оплошность не была критичной. Мы неспешно отправились к месту отправления.
Вагон нам достался с забавной проводницей. Забавность ее открылась чуть позже, а пока она предложила пройти вовнутрь, даже не проверив у нас билеты. Тем временем, на платформе веселились девушки, и смех их разносился по ночному вокзалу. Остальные пассажиры мирно расположились на своих спальных местах и на улицу выходить не собирались. Спустя 15 минут поезд помчал нас по сырой ночной дороге.
Ехать предстояло 6 часов. Я, в отличие от Панды, терять пару часов на бодрствование я не собиралась и, быстро оккупировав верхнюю полку, упала в объятия снов. Прозвенел чертов будильник; открыв глаза, я узрела счастливое лицо Панды, причины такой радости оставались до определенного времени неясными. Вскоре, по времени прибытия, Зига, провожая убегающий за окном перрон, удивленно сказал:
- Что-то знакомая платформа. - Зига яростно рылся у себя в памяти, провожая убегающий за окном перрон.
- Пандыч, с учетом того сколько ты наездил, не мудрено, что у тебя все платформы знакомые. - Успокоила я его.
Состав остановился, справа по ходу от нас находился товарняк, а слева электричка.
- Панд, а где мы находимся?
- Не знаю, где находимся, но поезд, кажется, нас уже кинул. - Я посмотрела в окошко - огни медленно таяли в ночи.
Пришлось срочно обращаться к проводнице, которую мы же и разбудили. Особо вразумительного ответа не дала, а только сделала предположение, что мы остановились в Пензе. Сориентировавшись на местности, то есть в тамбуре, мы бегом двинули во второй вагон. Проводник встречал нас в тамбуре, отругал, что сильно шумим, и сказал что мы в Рязани.
В четыре пятнадцать утра мы совершили одинокую высадку на платформу. Дело оставалось за малым - найти гостиницу. Возле вокзала находился огромный гостиничный корпус, куда мы и двинули. Оказалось, что мест там нет. Зато там ночевали игроки Тольяттинского хоккейного клуба. В поисках свободного номера мы шли к центру города, пока не погрузились в туман сильной плотности. Несколько сот метров спустя на дороге стояли пожарные машины. Что-то где-то горело. Когда мы поймали такси, оказалось, что сгорела часть рынка. Переглянувшись, мы хором ответили таксисту, что это были не мы. Он оказался с юмором, и покатал нас по городу, подвозя ко всем гостиницам, которые должны были быть свободными.
В итоге, места в гостинице мы нашли только в семь утра, совершив экскурсию по утреннему городу. Через десять минут я вошла в свой номер. Времени на сон было немного, на полдесятого я зачем-то согласилась на завтрак.
В девять тридцать меня разбудил телефонный звонок, бодрый женский голос интересовался, буду ли я завтракать? Какой корыстный и циничный вопрос человеку, который только закрыл глаза…Пришлось вставать и идти кушать, первый завтрак, который вызывал массу негатива. Подъем означал - прощай постелька, и здравствуй, город.
Первые ощущения были упоительны. Тихий город, маленькие сталинские домики. Вечно куда-то спешащие люди в больших городах, здесь шли неторопливым шагом. И, видимо, было не очень доброе утро: пару раз в магазинах я встречала мелкие склоки покупательниц, недовольных то товаром, то девушками, которые их обслуживали. Мои мысли возвращались к спящему Панде. Но в одиннадцать его должны будут разбудить - по моей просьбе. Нечего спать там, где у тебя всего два дня на осмотр. Злорадно усмехнувшись, я продолжила движение по улице, ища киоск, дабы купить карту города. Встретившись полпервого мы прикинули план прогулки и двинулись на осмотр летописного града.
По дороге к Рязанскому кремлю мы наткнулись на праздно шатающуюся толпу и пошли посмотреть, что же там происходит. А там … Духовой оркестр, шуты и скоморохи, ярмарка сладостей, песни, танцы, в общем, веселье полным ходом. Мы оказались в городе в день празднования основания одной их старейших улиц – улицы Павлова, которой в этот день стукнуло аж 120 лет. Там я сделала себе подарок, купив сахарную вату. Что еще надо, что бы поднять себе и так прекрасное настроение? По дороге к исторической части города – Успенскому собору, проходя мимо различных памятников истории, я заметила забавный домик, который был обветшалым, давно не красился, двери в подъезд были ржавыми, но окна были новыми и из пластика. Неординарное зрелище старины и современных технологий.
На Соборной площади стоял памятник Олегу Рязанскому. Олег вел свои войска против орды в Куликовской битвы. Именно позиция этих войск остановила выступление Ягайло в битву. Что оказалось верным тактическим расположением, позволившим значительно сократить число погибших русских войск. Однако тут мнения историков разошлись, и многие считают, что Олег был в союзе с Мамаем и Ягайло, в междоусобице с Москвой. Хотя если изучить докончальную грамоту от 1375 года, между Дмитрием Донским и Михаилом Александровичем Тверским, именно Олег указан как третейский судья по спорным вопросам. Этот статус показывал, каким авторитетным на тот момент был князь Рязанский. На основе этого, предательство князя некоторые историки отвергают. По правую руку памятника открывался парк, в котором скрывалась одна из целей нашего приезда. В парке мы сфотографировались возле надписи на асфальте «Ярославль» и на фоне крутого оврага, ознакомились с часовенкой, на стенах которой, кратко излагалась история Рязани и купили различные сувениры.
Перейдя по Глебовскому мосту через большой искусственный овраг и обогнув Соборную колокольню, оказались перед одним из красивейших соборов России, да и мира, наверное. Успенский собор. Он поражал своей монолитностью. Величественный и одинокий, вызывающий восхищение и гордость. Ведь только иконостас имел в высоту 25 метров! А если добавить купола? Перед такими архитектурными махинами всегда невольно испытываешь благоговейный трепет. С этим трепетом мы с Пандой и поднялись по ступеням к дверям собора. Внутри царила тишина, нарушаемая треском зажжённых свечей. Другие туристы, стараясь ступать как можно тише, дабы не нарушить всеми хранимую тишину, переходили от иконы к иконе, тихо перешёптываясь. Справа я увидела икону Матронушке Московской, украшенную золотыми и серебряными цепочками, которые приносили в дар целительнице. Красота была невообразимая. Пандыч вел себя непривычно тихо. При выходе из собора мы еще раз посмотрели на величественные стены и двинули к вратам женского Спасского монастыря. За стенами чуть выше человеческого роста неспешно проплыла свадебная группа. Недоумение «как так?» быстро сменилось догадкой, что за стенами находился вал, и люди гуляют по нему, осматривая с высоты город и внутреннюю часть монастыря.
Через пару минут мы подошли к гостинице Черни. Первоначальное знание у строения было хранение зерна. Это единственная житница XVII века, сохранившаяся до наших дней. Задняя часть выполняла роль крепостной стены. В девятнадцатом веке амбары были приспособлены под гостиницу. Рядом находился археологический вал от раскопа соседствующего рядом.
Табличка об опасности лазанья по нему, не остановили меня, и в ходе десятиминутных раскопок я получила знатную добычу - два кусочка керамики.
Дальнейшие наши планы сошли на нет после того, как мы услышали приглашение гостей города и его жителей прокатиться на катере по Оке. Да и ноги нещадно ныли, прося хотя бы на несколько минут дать им остыть.
Спустившись по замысловатой лестнице, мы купили билеты и сели в автобус, который доставил нас к причалу. Всю поездку мы не сходили с носа катера, несмотря на пронизывающий ветер, который заставил всех других катающихся спрятаться где-нибудь – в кафе на борту или на корме за рубкой. В начале поездки мы встретили баркас, который поприветствовал нас длинным гудком, когда я помахала ему руками. Такой знак внимания изрядно повеселил всех окружающих.
А мы радовались солнышку, ветру, неспешному бегу волн и виду, открывшемуся нашим глазам. На красоту извивающихся берегов можно смотреть бесконечно, жаль, что речная прогулка не длилась долго. Через два часа мы снова сели в автобус, доставившего нас к городищу старой Рязани. Проходя замысловатыми закоулками, обходя монастырь с внешней задней стороны, мы встретили трех забавных щенков, которые боялись к нам подойти и лишь издали разглядывали нас. Каждый из них был трусишкой разной категории. Черненький - подошел к нам, почти что близко, поджав хвост и готовый при любом неверном нашем движении дать деру. Второй, коричневатый, стоял и наблюдал за старшим братом. А третий видимо был или слишком умный, или слишком боязливый. Убедившись, что у нас ничего нет, он обогнул машину и лег под колесо, в тенёк.
Обойдя стены монастыря, мы пришли к тому самому высоченному валу, по которому пару часов прогуливалась свадебная компания и, ухмыльнувшись друг другу, бегом взбежали на самую верхотуру, откуда открывался шикарный вид на лежащий внизу город. Медленно, но верно, мы двигались к месту встречи с игроками Двара живущими в Рязани.
Город пестрел необычными домиками, вывесками и оформлениями фасадов. Через час мы были на месте Х, где уже собрались игроки Прайма, пришедшие пораньше.
Вечер прошел на позитиве: был фестиваль пива с различными конкурсами и призами, в которых учувствовали и ребята, пришедшие на встречу. Вечер закончился в трактире с позитивным названием - «Стойло Пегаса».
После чего нас доставили в отель «Форум». Вредная привычка курить сыграла с Пандой хорошую шутку, когда он вышел на пожарную лестницу (место для курения) и не захватил с собой электронный ключ. Было бы забавно понаблюдать за лицами девушек на ресепшене, увидевших парня в тапочках и шортах, сверкавшим всеми своими татуировками, который подошел к ним и попросил второй ключ от номера. Достучаться до меня он не мог, ибо я была в шикарной ванной де-люксового номера.
Утро второго дня началось с плотного завтрака, фотосессии в номере, сборов в дорогу и пешей прогулки до площади Ленина, где было назначено место встречи с выжившими после бурной ночи. Иван приехал один и безоговорочно стал нашим гидом.
Город оказался маленьким, но очень интересным. Мы попозировали у памятника Евпатию Коловрату, еще одному любимчику летописной Рязани, о котором упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем». Понаблюдали за местными спортсменами, участниками городского марафона, и даже побывали на блошином рынке. Возле местного цирка не смогли удержаться и прокатились на лошадях, а в конце второго круга даже устроили импровизированные скачки новичков-наездников.
Дорога нас вела в сторону железнодорожного вокзала - нужно было купить билеты на экспресс. Но судьба оказалась коварнее, и вручила нам билеты на электричку, которая шла на целый час быстрее, чем поезд. На перроне грустило достаточно много народу, накрапывал дождик, а электричку подавать не спешили, объявив за несколько минут, что посадка будет на другой платформе. Перед нами был выбор – или бежать на мост, где уже сотня пассажиров ломанулась вперед, что бы занять сидячие места, или действовать по-партизански и быстро пролезть под товарняком. Второй путь был короче, его мы и выбрали с десятком других ребят. Дорога назад была более весела, с нами ехали фанаты Зенита, которые медленно, но верно расстреляли у Зиги две пачки сигарет.
Город, несмотря на наступление новых технологий, все равно остался в своем неспешном времени, которое не стремится куда-то бежать. Он живет не нынешним днем, а старается остаться там, где было хорошо и уютно.
Как и любой старинный город, он несет в себе какую-то изюминку, которая с веками только приобретает индивидуальные, свойственные этому городу, черты.